Нуад бо-рарн: традиционный целебный массаж Таиланда

Много веков назад в деревнях и сельских регионах Китая и Японии мастера боевых искусств часто были самыми образованными представителями общества. У традиционного мастера боевых искусств было две работы. Первая заключалась в том, чтобы защищать слабых и бесправных и служить делу справедливости. Вторая - исцелять людей, пользуясь познаниями в традиционной восточной медицине.

Эти две роли — нападение и исцеление — могут показаться противоречивыми, но это не так. В древнем Таиланде считалось совершенно нормальным, что мастер боевых искусств выполняет функцию ангела-хранителя слабой части общества и в то же время является целителем.

В средневековой Европе ремесленники часто заявляли о своем ремесле каким-нибудь рисунком или знаком — например, кузнец рисовал молот и наковальню, а аптекарь — пестик и ступку. На Дальнем Востоке символом мастера боевых искусств был китайский дракон или лев. Пустые когти означали, что практик занимается исключительно боевыми искусствами.

Если же практик обладал познаниями в искусстве исцеления, дракон изображался с шаром в когтях — в восточной философии это символ жемчужины мудрости. Если говорить о нашем времени, то учитель - боевых искусств часто развивает в себе повышенное самосознание (а также хорошее понимание анатомии и физиологии), что позволяет ему исцелять.

Способность исцелять, а также наносить вред, является традиционной частью будо («боевого пути»). Многие восточные боевые искусства в своих наиболее развитых формах предполагают умение попасть в определенные важные точки на теле. Эти важные точки обычно расположены вдоль энергетических меридианов — тех самых энергетических меридианов, которые играют столь важную роль в традиционной китайской медицине, акупунктуре, акупрессуре и других целительных методиках Востока. Познания о местонахождении и функциях этих точек вполне могут лечь в основу целительного искусства.

Тайская медицина представляет собой последовательную традиционную систему, которая развивалась и усовершенствовалась на протяжении последних 25 веков. На тайскую медицину сильно повлияли как аюрведическая традиция Индии, так и традиционная медицина Китая. Но в рамках такого синтеза остаются сугубо тайские компоненты. Многие основные приемы для лечения самых разных человеческих болезней применяются в практике нуад бо-рарн, тайской физиотерапии.

Хотя нуад бо-рарн часто считается разновидностью массажа, он включает в себя элементы и приемы, которые совсем не похожи на то, что принято называть массажем, и которые было бы правильнее назвать периферийной стимуляцией. В этих приемах четко проявляется непосредственное намерение терапевта воздействовать на физиологию и энергетические поля тела и души пациента.