МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ ОТ l,5 ДО 3 МЕС
Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры:
1) массаж рук (поглаживание);
2) массаж ног (поглаживание);
3) выкладывание на живот;
4) массаж спины (поглаживание);
5) массаж живота (поглаживание);
6) массаж стоп (растирание);
7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);
8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом;
9) выкладывание на живот;
10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания: ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 4 МЕС
При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3—4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела — переворачиваться со спины на живот, то ему следует помогать.
К 3 мес исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности:
1) массаж рук;
2) охватывающие движения руками (пассивное упражнение);
3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);
4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение);
5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);
6) рефлекторное движение головой назад в положении на животе;
7) массаж живота (поглаживание);
8) массаж стоп (растирание. похлопывание);
9) упражнения для стоп (рефлекторные);
10) вибрационный массаж всей грудной клетки;
11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;
12) поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов — лежа.
Методические указания: содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 4-6 МЕС
В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие — массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени (рис. 159, 160).